Курс прольет свет на то, как устроен современный арт-рынок, какие основные персоналии и институции задали ему вектор развития и продолжают иметь наибольший вес, какова роль коллекционеров и их частных коллекций, арт-критиков и NFT-технологий в экосистеме современного искусства.
Устройство арт-рынка: основные институции и крупные игроки. Как менялся арт-рынок благодаря основным лидерам мнений, важным фигурам арт-бизнеса, энтузиастам-покровителям и меценатам. Процесс формирования институтов критики, системы образования, государственной музейной политики, индустрии ресейла и аукционных домов.
Лекция 2: Краткая история коллекционирования: от зарождения покровительства искусствам до XIX в.
Появление коллекционеров, отношения художник-коллекционер, роль боттег, мастерских, художественных объединений.
Лекция 3: Основные коллекционеры XIX – XX вв. и судьба их коллекций
Россия (коллекции Третьякова, Морозова, Щукина), США и Европа (коллекции Гуггенхайм, Вандербильдт, Морган, Стюарт Гарднер, Уитни). Современные коллекционеры и их фонды (Миучча Прада, Бернар Арно).
Лекция 4: Коллекционеры в России сегодня
Частные коллекции и музеи: Гараж, Винзавод, Музей русского импрессионизма, Музей искусства Петра Авена.
Лекция 5: Коллекционеры NFT и digital-арт
Коллекционеры Pranksy, Пабло Родригес-Фрайле и другие. Вопрос анонимности в digital-среде. Авторские права, оценка и инвестиционные риски.
Лекция 6: Арт-дилеры на Западе и в России
Краткая история арт-дилерства: роль, связи и функции. Основные персоналии Запада (Дювин, Воллар, Гагосян).
Лекция 7: Аукционные дома и аукционеры
Краткая история аукционных домов: Sothebys, Christies и их основатели, China Gaurdian, Phillips, Bonhams, Beijing Poly International. Роль аукциониста на примере Sotheby's Оливер Баркер.
Лекция 8: Европейские и американские галеристы
Роль галерей в арт-мире, их доходы, сложности работы. Известные галеристы: Дэвид Цвирнер (David Zwirner Gallery), Ларри Гагосян (Larry Gagosian), Хавьер Хуфкенс (Xavier Hufkens), Арне Гимчер (the Pace Gallery), Айван Вирс (Hauser & Wirth). Мегагалереи на примере Gagosian Gallery.
Лекция 9: Критики и журналисты
Журналы и платформы: The ArtNewspaper, Artenet news, WePresent by Wetransfer, Hyperallergic, Breakfast with ARTnews. Дональдо Томпсон, Мелани Герлис, Джорджина Адам.
Координатор и куратор выставочных проектов в музее-заповеднике Царицыно и при Музеях Кремля. Арт-консультант по разработке онлайн-блокчейн-маркетплейса для компании See. Me, специализирующейся на реализации произведений искусства американского арт-рынка; менеджер vip-эвентов и куратор образовательных программ при Peggy Guggenheim Collection, Венеция, Италия; автор статей по аналитике международного арт-рынка для ряда русскоязычных онлайн-изданий.